Айкидо Нисио-сенсея

Путь айкидо.

Сёдзи Нисио

Сёдзи Нисио - ученик Морихея Уесибы, 8 дан айкидо сихан айкикай, 7 дан иайдо сихан все японской федерации иайдо, 6 дан дзюдо, 5 дан карате.

Практическая ценность того или иного вида будо определяется в сравнении с другими его видами. Даже если научиться выполнять какие-то техники, они будут абсолютно бесполезны до тех пор, пока не станут работать в контексте иных боевых дисциплин. Техники будо никогда не остаются постоянными и неизменными. Если все вокруг изменяется, то, естественно, они также должны изменяться. Но что должно оставаться неизменным – так это сам дух будо.

Сёдзи Нисио

В анналы айкидо вошел десяток имен мастеров, которые снискали себе и всемирное признание, и уважение за высочайший уровень мастерства, и огромный вклад в распространение этого искусства. Среди этого списка исключительных личностей, оказавших огромное влияние на современное айкидо, Сёдзи Нисио выделяется как один из самых передовых технических новаторов и самых убежденных последователей философии основателя айкидо Морихея Уесибы. Поставив целью своей практики реализацию идеи О-Сенсея об универсальной природе айкидо, Сёдзи Нисио создает уникальный метод тренировок, выходящий далеко за рамки ортодоксального Айкидо, но неукоснительно следующий его духу и философии. После смерти мастера в 2005 году разработанный им стиль Айкидо получил название Нисио Будо. Для того чтобы сохранить, развить и распространить этот уникальный стиль будо во всем мире, группой из наиболее близких его учеников и последователей была создана организация Юфукан. Ее техническим руководителем и идейным вдохновителем является ученик Сёдзи Нисио, шихан Кодзи Ёсида.

Кодзи Ёсида

Кодзи Ёсида был учеником Сёдзи Нисио на протяжении тридцати пяти лет, 7 дана Айкидо Айкикай, 7 дан Нисио-рю Иай, 6 дан Мусо Синден-рю Иайдо. Помимо боевых искусств, также преподает каллиграфию.

Боевыми искусствами я начал заниматься, по-моему, в 19 лет. Сначала я немного занимался Хакко-рю дзю-дзюцу. В то же время я хотел заниматься айкидо, о котором много слышал, но там, где я жил, в провинции Тояма, айкидо не было. С учителем Нисио я впервые познакомился в городе Канадзава. Там, впервые увидев его, я сразу понял, что это настоящее будо. Мне очень понравилась его техника, и я, не имея особого опыта в боевых искусствах, начал заниматься айкидо. Это было уже около тридцати лет назад, и с тех пор я у него учился. Но учитель Нисио занимался не только айкидо. В своей системе он использовал различные элементы из иайдо и дзёдо. Поэтому, если самостоятельно не заниматься другими видами боевых искусств, то практиковать технику моего учителя невозможно. Я занимался иайдо в школе Мусо Синден-рю и дзёдо в школе Синто Мусо-рю.

Кодзи Ёсида

В 2000 году Кодзи Ёсида был назначен техническим куратором ряда европейских стран, а также соединенных штатов Америки. И сегодня сихан Ёсида регулярно ездит по всему миру, проводит семинары, распространяет искусство, созданное его учителем Сёдзи Нисио.

Хироюки Такаги

Хироюки Такаги - президент федерации Айкикай Такаока 5 дан айкидо Айкикай, 4 дан Нисио-рю Иай.

Мы с учителем Ёсида начали заниматься айкидо почти одновременно. Я старше Ёсиды на три месяца. Согласно японской традиции, я считался его старшим соучеником. Но сейчас, спустя много лет, сравнивая его мастерство со своим, я могу сказать, что это неба и земля. Сенсей Нисио обучал меня с нечеловеческим терпение, но те знания, которые у меня есть сейчас, это заслуга Ёсиды.

Хироюки Такаги

Сёдзи Нисио родился в 1927 году в префектуре Аомори. Незадолго до начала войны он переехал в Токио, где устроился на работу в типографию при министерстве финансов Японии. В 1942 году он начал изучать дзюдо, а в сорок пятом вступил в Кодокан. Желая дополнить свои знания дзюдо, сенсей Нисио начал заниматься карате у знаменитого мастера Ясухиро Кониси, создателя стиля Синдо Дзинен-рю. Ясухиро Кониси был близким другом основатель айкидо Морихея Уесибы. Он считал О-Сенсея величайшим мастером и всегда восхищался его талантом.

Многие ученики Ясухиро Кониси приходили посмотреть на искусство О-Сенсея. Так однажды один из старших инструкторов вернувшись из додзё Морихея Уесибы рассказал молодому Нисио, что встретил мастера боевых искусств, который двигается как фантом и которому просто невозможно нанести удар. Заинтригованный Сёдзи Нисио отправился посмотреть на великого мастера собственными глазами. Больше в карате он уже не вернулся. Сёдзи Нисио вступил в Хомбу додзё айкикай. Это было в 1952 году.

Мой учитель господин Сёдзи Нисио был для меня как второй отец. Да, я считаю его своим приемным отцом. Я познакомился с ним, когда мне было около двадцати лет. И с тех пор господин Нисио учил меня айкидо и многим другим важным вещам. В двадцатилетнем возрасте, когда формируется личность человека, я под руководством учителя занимался боевым искусством. Поэтому можно сказать, что мировоззрение и другие вещи я перенял у учителя Нисио. Для меня учитель Нисио – второй отец.

Кодзи Ёсида

Начав заниматься в айкикай, Сёдзи Нисио сразу же понял, что айкидо — это боевой путь, который идеально ему подходит. В то же время он обнаружил недостатки в методах его практики, особенно после того как увидел невероятную работу Морихея Уесибы с мечом и заметил практически полное отсутствие техник с оружием в программе обычных тренировок. Чтобы исправить положение, он приблизительно в 55 году начал самостоятельно практиковать техники иайдо и дзёдо. Поскольку он стал заниматься этими дисциплинами с целью изучения айкидо, то не присоединился к какому-то определенному стилю, а практиковал несколько различных систем. Каждая из них расширила его знания в области использования оружия и, тем самым, дополнила его тренировки айкидо и помогла создать уникальный стиль, который сегодня известен как Нисио Будо.

Нисио Будо создал мой учитель господин Нисио. Занимаясь каратэ, дзюдо, иайдо и разными другими боевыми искусствами, он, в конечном итоге, развил свой особый стиль айкидо. И развивая именно айкидо, учитель Нисио вновь обратился к положительным моментам других боевых искусств. В Нисио Будо эффективно используются элементы дзюдо и иайдо однако здесь они используются не для того, чтобы убить противника, а наоборот, оставить его в живых. Другие боевые искусства, например, дзюдо и кендо, развиваются как спортивные дисциплины, а я считаю, что айкидо безусловно отличается от таких боевых искусств, как в духовном, так и в техническом плане. В айкидо мы не наносим удар, для того чтобы дать противнику возможность пересмотреть свои намерения, мы не рубим его – только лишь контролируем противника, удар до конца не доводим. В айкидо меч не используется для того, чтобы убить противника.

Кодзи Ёсида

Техническое наследие сенсея Нисио поистине уникально. Созданная им в результате многолетней практики и исследования различных боевых искусств система представляет собой сплав элементов, взятых из дзюдо, карате, иайдо и дзёдо, перенесенных на техническую и философскую основу айкидо. Для того чтобы дополнить ориентированные на боевое применение техники без оружия, сенсей Нисио разработал оригинальные серии техник с мечом и палкой. Хотя айкидо других выдающихся мастеров также включает в себя техники с мечом и палкой, чаще всего они представляют собой формализованные, практически не измененные последовательности движений, которые практиковал Основатель. Мастер Нисио изучил основы нескольких современных систем владения оружием, из которых он взял множество элементов, которые добавил в свое айкидо.

Философия айкидо.

Тэцудзё Фукуэ

Тэцудзё Фукуэ - ученик Кодзи Ёсиды, президент организации Юфукан, 4 дан Нисио-рю Иайдо, 5 дан айкидо. Тэцудзё Фукуэ является главным настоятелем буддийского монастыря секты из Сингон.

Нисио Будо – утонченное искусство, в нем нет лишних движений. Оно трогает душу, я пленен красотой этого искусства.

Сразу после окончания университета я отправился путешествовать по Европе, Африке, а также посетил множество других мест. В конце путешествия произошло мое знакомство с буддизмом, благодаря чему я начал больше прислушиваться к себе. Но основной причиной моего интереса к боевым искусствам стала встреча с учителем Ёсидой. Занятия проходили в тренировочном зале на территории моего буддийского храма. Тогда я еще не занимался боевыми искусствами, но на меня произвело большое впечатление то, как учитель вел занятий, это было очень красиво. Когда мои дети подросли, то начали заниматься кендо и мне захотелось тоже чем-то заняться. Священники обычно не занимаются спортом, я хотел найти нечто такое, в чем я смог бы раскрыть свою душу, поэтому после встречи с учителем я увлекся айкидо.

Тэцудзё Фукуэ

Будучи настоятелем буддийского монастыря Фукуэ-сан выбрал для практики такое боевое искусство, которые по духу ближе всего его религиозным убеждениям.

Айкидо и буддизм похожи между собой, только способы вложения в них разные. В айкидо используется оружие, но оно обращено лезвием в обратную сторону. Смысл использования этого оружия заключается в том, чтобы искоренить в себе все плохое. Это характерно также и для тибетского буддизма, поэтому я думаю, что между буддизмом и айкидо много общего.

Тэцудзё Фукуэ

Каждая техника в Нисио Будо построена таким образом, что она предоставляет, по меньшей мере, пять-шесть возможностей покончить с противником, однако в идеале человек, выполняющий её, каждый раз воздерживаться от такой возможности и переходит к следующей стадии как бы задавая вопрос своему противнику: «А как теперь? Это то, чего ты хотел?», – и таким образом, постепенно, приводит его к переосмыслению ситуации. В этом смысле, Нисио Будо предлагает идеальные боевое искусство, которое можно было бы назвать «Будо прощения».

Я объясню на примере одного из самых показательных приемов айкидо – Ириминаге. В нем также заключен дух айкидо, все движения в этой технике заставляют противника пересмотреть свои действия, мы все время контролируем противника, но не причиняем ему вреда, это и есть айкидо.

Кодзи Ёсида

Оружие в айкидо.

Меч в Нисио Будо не используется как инструмент смерти, напротив – здесь ему возвращается его истинная изначальная природа, как ее понимал создатель системы. Меч выступает как идеальный инструмент для исправления всего неправильного в мире и для самосовершенствования личности.

Между использованием оружия в Нисио Будо и в старых школах существует разница. Хотя основополагающий образ мышления одинаковый, способы выражения у них разные. У сенсея Нисио боевое искусство выражается в постоянном принятии и прощении противника. И это относится ко всему, чтобы мы ни использовали: меч, палку или айки-тохо. С другой стороны, старое иайдо традиционно ассоциируется с моментальным убийством противника одним единственным движением. Форма отличается, но основополагающий образ мышления одинаковый. И там, и там оружие используется и для самозащиты, и для самосовершенствования. Я так считаю. Существует также и способы использования палки против меча. Останавливая противника, мы можем нанести удар. Используя палку таким образом, мы заставляем противника пересмотреть свои намерения. Следуем за противником и, если противник понял свою неправоту, убираем оружие. Так что, мы можем использовать палку точно таким же образом.

Кодзи Ёсида

Отдельным разделом Нисио Будо, стержнем всей системы является так называемый айки тохо иай. Айки тохо иай – это метод использования меча, специально разработанный Сёдзи Нисио на основе своего опыта изучения различных школ иайдо. В нем отражены все основные принципы техник айкидо и наглядно демонстрируется взаимосвязь движений тела без оружия с движениями меча. Айки тохо иай представляет собой серию ката, основанных непосредственно на техниках и движениях айкидо. Здесь меч также служит не для того чтобы рубить и убивать противника, как это делается в других стилях иайдо, а для того чтобы направлять и вести его.

В Айки тохо иай заключен дух айкидо. О-Сенсей учил тому что противнику нельзя причинять вред, его следует направлять в правильную сторону, поэтому сенсей Нисио трансформировал Будо, которое забирает жизни, в Будо, которое дарует жизнь. Он занимался иайдо, и на этой основе создал айки тохо. В технику иай он привнес айки, а в айки он, наоборот, привнес иай. И, таким образом, обновил айкидо. Из айкидо он создал айки тохо. Так, на основе двух дисциплин, он в конце жизни разработал техники айкидо. Поэтому я считаю, что айки тохо – это то, что позволило сенсею Нисио наиболее полно выразить себя в жизни.

Кодзи Ёсида

Принципы айкидо Сёдзи Нисио.

В своем будо сенсей Нисио не имитировал техники основателя, а старался воплощать на практике его философию. Духовные и философские концепции айкидо приобрели в его системе совершенно конкретное физическое измерение. Например, в Нисио Будо никогда не используется боевая стойка. Согласно идее Основателя, боевая стойка является основой на которой строится конфликт. Соответственно в айкидо нет стойки как таковой, естественное положение тела позволяет человеку моментально входить в атаку противника, как только тот соберется двигаться. Развивая эту мысль, сэнсэй Нисио отказался от боевой стойки и при работе с оружием, по его мнению, при практике айкидо с мечом или дзё позиция тела должна оставаться такой же естественной, как и при работе без оружия.

В то время как в основных стилях айкидо атеми – упреждающие удары – давно перестали использоваться, сенсей Нисио считал их абсолютно необходимыми для успешного проведения техник. Однако, в отличие от таких боевых искусств, как карате, удары в Нисио Будо используются не для того, чтобы победить противника одним решающим ударом, а, скорее, чтобы на мгновение отвлечь его внимание и нарушить позицию его тела и равновесие. Сенсей Нисио часто говорил о том, что для него атеми является душой японских боевых искусств, они временно нейтрализует боевую способность противника и позволяет ему исправить свое поведение и вернуться в первоначальное состояние. Среди принципов Нисио Будо, перекликающихся с основными убеждениями Морихея Уесибы, одним из основных является концепция того, что намеренным движениям противника не следует оказывать противодействие, а наоборот, должен происходить процесс объединения энергий, дыханий и движений, что позволяет нейтрализовывать агрессию противника и контролировать его атаку. Сёдзи Нисио считал, что, контролируя атаку противника, следует прощать его и давать ему возможность признать ошибочность своего поведения, а не наносить ему травмы или убивать. В более широком смысле основной целью сенсея Нисио было вернуть японским боевым искусствам их изначальный дух.


16 сен 2016

Отзывы

Отзывы


Подробнее...

02 авг 2016

Айкидо Нисио-сенсея

Айкидо Нисио-сенсея

Созданная сенеем Нисио в результате многолетней практики и исследования…
Подробнее...

20 июн 2016

Официальные представительства Yufukan Japan Foundation (YJF)

Официальные представительства Yufukan Japan Foundation (YJF)

Список официальных представительств Yufukan Japan Foundation…
Подробнее...

20 июн 2016

Мероприятия клуба Yufukan Moscow

Мероприятия клуба Yufukan Moscow

План мероприятий клуба Yufukan Moscow, а также анонсы других…
Подробнее...

20 июн 2016

Новости клуба айкидо Yufukan Moscow.

Новости клуба айкидо Yufukan Moscow.

Новости клуба айкидо Yufukan Moscow.
Подробнее...